Формирование антикварного рынка в России осуществлялось самобытным путем. В России уже в XVI – XVII вв. было накоплено достаточное количество художественных ценностей. Сокровищница московских царей хранила выдающиеся художественные образцы творчества немецких, английских, голландских и шведских мастеров XVI – XVII вв. наряду с ценными памятниками византийского, восточного и русского искусства. Послы европейских государств и стран Востока, приезжая в Москву, обязательно приносили в дар московским царям уникальные изделия своих мастеров. Постепенно дары эти складывались в своеобразную государственную коллекцию.
Огромные художественные ценности хранили соборы Московского Кремля и многочисленные храмы и монастыри во Владимире, Суздале, Пскове, Великом Новгороде. Они украшались иконами – творениями греческих и русских иконописцев, а также предметами церковного обихода: чашами, купелями, дарохранительницами, крестами, кадилами. Западноевропейской живописи в современном понимании Москва не знала. Лишь портреты царствующих особ заказывались европейским художникам, которые появились в Москве к XVII в. Но в Москве XVII в. широко были распространены иностранные гравюры, называемые в ту эпоху «фряжскими листами». Ими украшали стены покоев в кремлевских дворцах и боярские палаты. Русские художники писали тогда парсуны, которые носили полуремесленный характер. У заезжих иностранных купцов московские цари покупали заморские диковины. Но эти редкие приобретения назвать рынком еще нельзя.
Антикварная торговля в России возникла в связи с религиозными реформами Патриарха Никона (1605 – 1681). С 1660-х гг. в связи с гонениями на старообрядчество началась тайная торговля дониконовскими книгами, иконами и культовыми предметами. Старообрядцы разыскивали раритеты через посредников и верных людей. Появился спрос, появилось и торговое предложение. Центром такой торговли становится Макарьевская оптовая летняя ярмарка в Нижегородском уезде, у стен Троицкого Макарьева Желтоводского монастыря – на широком берегу Волги. Огромное, многолюдное торжище, куда съезжались торговцы со всех концов России, начиналось с первых теплых дней и длилось все лето, вплоть до осенних холодов. Здесь было удобно найти выгодных клиентов и при необходимости затеряться. Старые книги свозили сюда возами со всех отдаленных районов России.
На протяжении XVII – XVIII вв. Макарьевская ярмарка была традиционным местом торговли стариной. В 1816 г. после грандиозного пожара она была перенесена в Нижний Новгород. Торговые ряды на несколько километров тянулись вдоль левого берега Волги. Здесь традиционно торговали нижегородцы, обязательно приезжали москвичи, а также торговцы из Астрахани, Туркестана и даже Персии. У них московские собиратели активно покупали восточную старину. Представители крупнейших российских коллекционеров специально приезжали на ярмарку в поисках древних русских книг.
Петр I был первым российским коллекционером, который осознанно приобретал предметы для своего собрания. Он первым в России стал создавать государственные основы для организации антикварной торговли. Гравюры, редкие книги, географические карты и всяческие заморские редкости будущий император впервые увидел в доме своего учителя голландского языка Андрея Виниуса (1641 – 1717), который был родом из Амстердама. Этот город во второй половине XVII в. был международным антикварным центром. Во время своего первого царского визита в Западную Европу в составе Великого посольства 1697 – 1698 гг. Петр уже сам увидел в ратушах и домах богатых голландцев собрания картин и заморских древностей. Тогда он и стал приобретать картины и редкости для своей коллекции. Все его приобретения поступали в Императорский кабинет, как позже была названа личная коллекция Петра I. Первый русский коллекционер определил и разнообразнейшие направления собирательства. Список собранных Петром предметов невероятно обширный – от оружия и картин до анатомических и зоологических диковин.
Самой интересной, пожалуй, была т. н. Сибирская коллекция. Началась она с подношений Акинфия Демидова – владельца уральских и сибирских земель. В 1715 г. Демидов преподнес Екатерине I двадцать золотых вещиц – фигурки и украшения невиданной красоты. Это были находки из сибирских курганов. Затем последовал петровский указ об обязательном поступлении всех подобных находок в его коллекцию. Так сложилось первое в России собрание искусства «вымерших народов». Петр I считал собирательство делом государственной важности. Европа с ее уважением и любовью к искусствам поразила русского императора. В 1717 г., во время его второго путешествия в Голландию, на аукционе в Амстердаме уже было куплено 117 картин, в том числе полотно Рембрандта «Прощание Давида с Ионафаном». Петр, как известно, любил море и корабли, а потому в этой большой императорской закупке оказалось много морских пейзажей и изображений кораблей, в том числе и полотна довольно посредственного живописца Адама Силло. Он создавал суховатые картины, но очень точные в деталях. Это были своеобразные иллюстрации к корабельному делу.
Петровские реформы в числе многих преобразований вывели Россию на европейский художественный рынок. А.Д. Меншиков (1673 – 1729), Ф. М. Апраксин (1671 – 1728) и русские послы Ю. И. Кологривов и Б. И. Куракин (1676 – 1727) привозили из своих загра ничных путешествий картины и скульптуры, а также различные диковины и изысканные предметы обихода, выполненные не только европейскими, но и китайскими мастерами.
Петр I поощрял иностранных художников, приезжавших для работы в Россию, и всячески содействовал продажам их произведений. Публичные продажи привозимых купцами товаров проводились в самых различных местах Санкт-Петербурга и по самым разнообразным ценам. Стремясь упорядочить подобную торговлю, Петр I в июне 1714 г. подписывает специальный Указ 2822 о публичных торгах, который заложил государственные основы регулирования публичной торговли, в том числе и художественными предметами.
Товары, которые готовились к продаже, временно хранились на складах-амбарах Морской таможни, уже построенной к тому времени на Троицкой площади. Там эти товары разбирались партиями по номерам, заранее публиковались списки и порядок торгов. В последующих указах детально расписывалась сама процедура торгов, порядок деятельности аукционистов, определен аукционный сбор.
В сенатском указе 1723 г. рекомендовалось впредь «построить хоромы и анбар в пристойном месте». Эти «хоромы» и начали строить. Так возникли специальные аукционные камеры. Поражает в петровских указах продуманность всего процесса аукционных торгов и их детальная последовательность. Поэтому на петровские указы опиралось и последующее российское законодательство в этой области.
Аукционная торговля не сразу прижилась в Петербурге. Но уже начиная с 1730 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» регулярно появляются объявления о предстоящих торгах, где картины шли в общем списке товара. Изредка печатались и специальные объявления: «2 апреля 1733 года в начале 5 часа имеют в доме генерала Ле Форта через маклера Павла Тамеца быть проданы различные живописные картины, зеркала, ящики, кабинеты». И если обиходные вещи обычно продавались в утренние часы, то время проведения художественных аукционов передвигалось на вторую половину дня. Это свидетельствовало о том, что подобные аукционы длились недолго и на них съезжались люди знатные, занятые поутру государственной службой.
Практически за три столетия процедура торгов не изменилась. Те же каталоги, т.е. «книги», описи лотов – «нотиции пожитков», торговый сбор – аукционные проценты и даже отбивка продажи – удары в медный таз, которые впоследствии, уже в 1799 г., были заменены отбивкой деревянным молотком.
Начинания Петра I по государственному регулированию антикварной торговли продолжала и совершенствовала Анна Иоанновна. Именно при ней публичные торги стали называться «аукционными». Указ от 17 марта 1733 г. звучал довольно тяжеловесно: «О подведомстве Аукционной камеры Конторе Канцелярии конфискации и о бытии при продаже с аукционного торга конфискованных пожитков публичному маклеру». В нем детально и подробно определялась деятельность аукционистов.
Аукционная камера находилась на территории старого Гостиного двора, впоследствии он сгорел. Особый маклер должен был присутствовать при продаже вещей умерших владельцев, а именно среди таковых и было много картин и других художественных предметов. Аукционная торговля постоянно находилась под государственным «присмотром». Аукционист был присяжным. Присяга гарантировала «чистоту» аукционных торгов. Для соблюдения государственных интересов – полного сбора таможенных пошлин на аукционах присутствовал таможенный служитель, который и присматривал за купцами, пожелавшими продать беспошлинный товар. Фигура аукциониста становилась все более важной в сфере публичных торгов. С одной стороны, они постоянно отстаивали свои права, а с другой – государство с их помощью совершенствовало условия и приемы аукционной торговли.
Аукционное дело было занятием доходным. Монополия известных публичных аукционистов защищалась государственным указом. Аукционисты на основании данной им Инструкции в 1774 г. получали за свой труд от хозяина вещей по 3 копейки с рубля, чем и содержали контору служителей.
Аукционное дело было частным предприятием, функционировало в строго регламентированных государственных рамках и уложениях. И в отличие от Европы оно было раздробленным, а не централизованным. Существовали Аукционные Камеры, но не было единого Аукционного дома, как в Вене, Лондоне или Париже.
На протяжении всего XVIII в. торговля художественными произведениями велась, преимущественно, в Петербурге. Формы ее были самые разнообразные. В конце века на арене художественного рынка стали появляться русские торговцы, которые успешно конкурировали с иностранцами. Гостиный Двор был и оставался долгие годы не только центральным торговым местом Петербурга, но и признанным «антикварным» центром города.
Начиная с петровского времени Россия интенсивно обогащается мировыми художественными памятниками – картинами, скульптурами и изделиями европейских и восточных мастеров. Привозимые картины и предметы интерьера распродавались на аукционах, продавались и обменивались между владельцами художественных произведений – и таким образом формировался внутренний российский антикварный рынок. Это был этап накопления и первичного оборота антиквариата. К концу XVIII в. торговля художественными товарами приобрела большие масштабы и достаточное разнообразие. Привезенные в Россию в эту эпоху картины, гравюры, скульптуры и прочие заморские редкости в последующем – XIX в. становятся основным антикварным товаром.
Статья подготовлена на основе исторических справок творческой бригадой магазина Гжель Люкс, в котором можно купить гжель знаменитых и современных мастеров для коллекционирования.
skupkachasov.ru
Оценка на сайте бесплатно или выезд на дом.
Выплата всей суммы на месте.
Если вам понравился наш блог, будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях 🙂
Простите, а у вас продается гжель?
Анна, гжель продается у наших партнеров, ссылки в конце статьи.
Спасибо!
ЭЭЭх, спасибо за воспоминания. Бабушка у меня занималась росписью, всю жизнь проработала на фабрике.
ОЙ, спасибо вам за отличную статью! Давно искала гжель хорошего качества, теперь знаю где купить)
увлекательно, прочитала все! Обожаю историю!